Поиск
Искать
Rambler's Top100
  • Эксперты
  • После СНГ
  • Модернизация
  • Общий рынок
  • Управляемая демократия
  • Цветные революции
  • Региональные конфликты
  • Геополитика
  • Национализм
  • Мировой порядок
  • Подписка
  • Отзывы
  • Курорт Европа


  • < Декабрь >
    П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5 6 7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
     
     
     





    Драка в окружении Путина
    2008: новая должность Путина
    Незаконные дети Путина
    Любовь втроем станет нормой
    Обнаженные Дементьева и Бордовских




    g808.ru

    dialogs.org.ua



    16:32 | Четверть ВВП Украины – дело рук гастарбайтеров
    О проекте * Журнал * Институт * Библиотека * Архив
    1.6.2004
    Автор: Сергей Маркедонов
    Абхазская проблема: "революция роз" не состоится

    «Мы вернем Абхазию в мой президентский срок»,- заявил на одном из своих последних брифингов грузинский президент Михаил Саакашвили. При всей противоречивости политического поведения сегодняшнего лидера Грузии следует признать, что Саакашвили умеет навязать свое понимание этнополитических и заразить пишущую и снимающую братию своим оптимизмом. В результате мы вынуждены разрешать предлагаемые со страниц российских печатных изданий и телеэкранов ребусы: «Когда Абхазия повторит судьбу Аджарии? Найдется ли в Сухуми своя «Кмара»?» Сравнительный анализ этнополитических процессов на Кавказе - дело полезное. Только хорошо бы при этом владеть фактическим материалом и понимать существенные различия между разными регионами и возникающими в них конфликтными ситуациями. Наличие двух названных условий позволит избежать не очень уместного проецирования аджарской «революции роз» на ситуацию в Абхазии.

    Революция в Батуми - давний спор грузин между собою. Несмотря на то, что Аджария имеет существенные исторические и социокультурные отличия от остальной Грузии (значительная роль ислама, более длительное вхождение в состав Османской империи и т.п.), в постсоветский период политическая элита автономии (и прежде всего Аслан Абашидзе) ни разу не заявила о своей особой этничности и тем более о выходе из состава Грузии. Напротив, из уст Абашидзе нередко можно было услышать, что «аджарцы- истинные грузины», а Аджария в отличие от погрузившегося в политический хаос Тбилиси и есть территория настоящей Грузии. Абашидзе имел возможность самоопределения вплоть до отделения не единожды. Он мог сделать это в период этнонационалистичеакой бури времен Гамсахурдиа (1991 г.), во время грузино-абхазской войны (1992- 1993 гг.) и гражданской войны между стронниками Э.Шеварднадзе и звиадистами (осенью 1993 г.). Но ни разу сепаратистская идея не декларировалась «дедушкой» (прозвище Абашидзе). И уж тем паче не было никакого самопровозглашенного государства Аджария (о чем уже пытаются говорить некоторые эксперты). Верхом мечтаний для Абашидзе был политический и социально- экономический партикуляризм с приватизацией нескольких метров государственной границы для семейного бизнеса. Иное дело Абхазия.

    Иногда грузинские политологи называют Абхазию Чечней по-грузински. В самом деле, как и чеченский вопрос родился практически одновременно с новой российской государственностью, так и абхазская проблема стала осевым временем грузинской новейшей истории. Напомним, что начало конца советской Грузии произошло 9 апреля 1989 г. Между тем, демонстрация грузинских национал-радикалов, начавшая отсчет последних лет советской империи была не столько антисоветской или антикоммунистической сколько антиабхазской. Это уже впоследствии стараниями Анатолия Собчака и других членов Межрегиональной депутатской группы акция Звиада Гамсахурдиа и Мераба Костава станет демонстрацией протеста против советского режима. А 9 апреля 1989 г. грузинские национал-радикалы, негласно поддерживаемые (что и раньше бывало не единожды) этнократами в лице руководства компартии Грузии выступили против инициативы народного форума Абхазии «Айдгылара» («Единства») о придании Абхазской ССР статуса союзной республики. 9 апреля 1989 г. было реакцией на многотысячный митинг в абхазском селе Лыхны 18 марта того же года.

    Не вдаваясь в исторические подробности заметим, что такого рода инициативы появлялись в советской Абхазии с периодичностью раз в десять лет. Естественно, в периоды более вегетарианские, чем сталинский. Первое такое обращение было составлено в апреле 1957 г. и был подписано деятелями науки, культуры и т.д. Инициативы абхазских товарищей появлялись в 1967, 1978 г. Последнее - в связи с принятием республиканских конституций (Грузинской ССР и Абхазской АССР). Это вызвало в Грузии массовые недовольства и поспособствовало оформлению негласного союза между грузинскими диссидентами-антикоммунистами и руководством ЦК КП Грузии. Грузино-абхазская проблема не есть продукт сегодняшнего дня и уж тем паче - не межэтнический конфликт, разжигаемый Россией ради удержания своего доминирования на Кавказе.

    Отождествлять позицию Абхазии и России также неправильно. Абхазское руководство не единожды критиковало и осуждало российскую политику за поддержку Шеварднадзе в 1991-1992 гг., содействие принятию Грузии в ООН и СБСЕ, передачу Грузии тяжелого вооружения советской армии весной 1992 г., за отказ от включения мятежной республики в свой состав, за введение экономических санкций и блокады в 1994 г. Без особого восторга была воспринята роль России в «революции роз». Список российских прегрешений перед непризнанной Абхазией можно продолжать.

    Не выдерживает критики и обвинение в адрес России за ее якобы одностороннюю поддержку абхазских сепаратистов в ходе войны с Грузией в 1992-1993 гг. Россия в 1992 г., имея уже свою «Ичкерию» и едва оправившись от парада суверенитетов, встала перед новым кавказским вызовом - активизацией деятельности КГНК (Конфедерация горских народов Кавказа). КГНК была представлена, главным образом, родственными абхазам адыгскими народами. Многотысячные митинги в Нальчике определенно навевали образы дудаевской Чечни. Откажись Россия от поддержки Абхазии и встань на сторону Грузии, мы могли бы получить и второй фронт в Нальчике, Черкесске и Майкопе. Кстати сказать, выдача российских паспортов в 2001-2003 гг. (при всей спорности данной акции) осуществлялась не под дулами российских автоматов, а как массовая добровольная акция абхазов, абхазских армян и русских, не желающих идентифицировать себя с Грузией. Автор этих строк имел возможность сам наблюдать этот процесс. Вот где впору бы пришлась концепция советской историографии о добровольном вхождении в состав.

    Можно сколь-угодно обвинять в примитивности политического мышления абхазскую сторону, не желающую ни при каких обстоятельствах существовать в составе Грузии, но такова политическая реальность. Даже беспрецедентные уступки властей Грузии абхазской элите в начале 1990-х не удержали последнюю от сепаратисткой политики. Напомним, что в довоенной Абхазии, где титульный этнос составлял всего 17 % (для сравнения грузины- 45%) на выборах в Верховный Совет автономии (осень 1991 г.) были введены квоты по этническому принципу. За абхазами было законодательно закреплено 28 мест, 26 мест - за грузинами, а за русскими и другими этническими общностям (греки, армяне) - 11 мест на всех. Увы, уступки оказались напрасными и запоздалыми.

    Не следует забывать также, что в Абхазии в отличие от Чечни у грузинского руководства с 1992 г. до наших дней так и не появилось своих завгаевых- хаджиевых-сайдулаевых-аслахановых-кадыровых. Верховный Совет Абхазии в изгнании возглавляет этнический грузин. Для появления «Кмары»в сегодняшней Абхазии не хватает самого малого - грузинского населения, исход которого начался после поражения Грузии в войне с сепаратистами в 1993 г. Возвращение беженцев происходит лишь в самый грузинский из районов - Гальский - на границе между непризнанным государством и Грузией. Одного Гальского района для повторения «революции роз» явно маловато. Добавим сюда и тот факт, что во время войны абхазы потеряли около трех тысяч человек (по переписи 1989 г. абхазов в республике было 93 267 чел.) Сегодняшний демографический кризис ученые сравнивают с массовой эмиграцией 1870-х гг. (махаджирство). Очевидно, что подобные этнодемографические условия отнюдь не способствуют появлению массового коллаборационизма среди абхазов. И если чеченские сепаратисты выступали с лозунгами «Русские в Рязань, ингуши в Назрань, армяне - в Ереван», а в своей «революционной борьбе» прибегали к выдворению из республики не только русских, но и армян, греков и евреев, то лидеры абхазского движения смогли наладить конструктивное взаимодействие с армянской, русской и греческой общинами. Достаточно сказать, что вице-спикером парламента Абхазии (и одним из видных идеологов абхазского суверенитета) был лидер русской общины историк Юрий Воронов, а в составе абхазских вооруженных формирований сражался армянский батальон имени генерала И.Х.Баграмяна.

    Грузино-абхазский конфликт в этническом плане куда более мозаичен. И этот факт всячески подчеркивается в публикациях и заявлениях абхазских политиков и политологов. По словам абхазского официального историографа Станислава Лакоба, «оккупанты (имеются в виду войска Госсовета Грузии- С.М.) расстреливали мирных граждан, подвергали их пыткам и насилиям, сжигали дома и села, чинили расправу не только над абхазским, но и над армянским, русским, греческим населением».

    Аджарский сценарий Абхазии не грозит. Революция с помощью отрядов младогрузин в Абхазии нереализуема. Грузинский суверенитет в Абхазии можно установить силой. В случае военной операции в нынешних gолитических условиях победа грузин сомнительна. Она не произошла даже при наличии грузинского фронта внутри Абхазии (240-тысячной общины) и грузинских анклавов в Гагре и Гантиади, которых теперь не существует. Успех грузинской стороны в инкорпорировании Абхазии возможен при совпадении нескольких условий, от Грузии не слишком зависящих. Прежде всего, если Россия решит ради дружбы с Грузией «сдать» Абхазию, вывести свой миротворческий контингент и предоставить карт-бланш Саакашвили, и тем самым отказаться от военно-политической поддержки 70 тыс. своих граждан, которым были выданы российские паспорта. В этом случае наше государство получает новый открытый межэтнический конфликт и несколько десятков тысяч беженцев на своих южных границах. При этом беженцы, вынужденные покинуть историческую родину, будут настроены по отношению к своему новому отечеству как к предателю. К слову сказать, на перенаселенном и трудоизбыточном Юге России уже есть беженцы из Карабаха и те же грузины- беженцы из Абхазии. Кубанский губернатор А.Ткачев как защитник интересов русского большинства от миграционного нашествия получит дополнительную популярность и как знать, возможно, и шансы на успех в общероссийском масштабе. В любом случае сдача Абхазии и объективно работает на пользу политиков национал-патриотического плана. Грузия же получит латентную гверилью в горах мятежной Абхазии. То есть воя Чечня будет у Грузии уже не как красивая метафора.

    Второй вариант: США (как вариант США и Евросоюз) «купит» абхазскую элиту и гарантирует ей сохранение статуса в едином грузинском государстве. Отчасти (подчеркнем, в формально-правовой части) такой вариант предлагается и планом грузино-абхазского урегулирования экс-представителя ООН в Абхазии немецкого дипломата Дитера Бодена. В плане Бодена речь идет о федеративном соглашении между Тбилиси и Сухуми и включении суверенной Абхазии в состав единого суверенного грузинского государства. Боден предлагает даже увеличение политических прав Абхазии и административной компетенции ее руководства по сравнению с 1992 г. (то есть речь идет о предоставлении местной элите особых преференций). Но и в покупке абхазской элиты есть одна загвоздка, которая рушит красивую на первый взгляд конструкцию. Любая покупка невозможна не из-за страха народного гнева. Недовольство низов (за что кровь проливали?) в этом случае очевидно, но легко элиминируемо. В республике, где пенсия составляет 50 руб. и работа в российских военных санаториях (МВО и РВСН) считается получением выигрышного лотерейного билета бесплатная раздача «хлеба плебсу» сделает свое дело. Главная проблема начнется с возвращения грузинских беженцев, что предполагает и план Бодена, и многочисленные резолюции ООН по Абхазии, и миротворческие проекты европейских структур. Даже прагматичные Штаты ничего не говорят против возвращения покинувших республику грузин. При этом речь идет не о возвращении в Галльский приграничный район, а о масштабном возвращении грузин в Сухуми, Гагру, Гантиади, Леселидзе. Что получиться в результате? Во-первых, беженцы, коренным образом изменят нынешнюю этнодемографическую ситуацию и превратят абхазов в этническое меньшинство. Тогда купленная абхазская элита в одночасье превратиться в национал-предателей со всеми вытекающими последствиями, описанными выше в первом сценарии.

    Именно беженцы грузинского происхождения занимают наиболее радикальную позицию в отношении даже полуавтономной Абхазии, а значит, их возвращение лишь переведет стрелки часов на 1992 год. Это будет возвращение экс-директоров пансионатов, гостиниц, глав администраций, завгаров и криминальных авторитетов. Следствием такого возврата будет не наступление долгожданного мира, а масштабный передел собственности и сфер влияния в бывшей всесоюзной здравнице. Очевидно, что сегодняшний тезис абхазской стороны принять беженцев при условии их проверки для выяснения факта участия (неучастия) в войне 1992-1993 гг. не может по понятным причинам быть принято грузинской стороной. В этом случае возвращаться будет практически некому.

    Но есть ли вообще предпосылки для урегулирования абхазской проблемы? На наш взгляд, существуют две предпосылки (идейно-политического и прагматического) характера для начала распутывания абхазского узла.

    Во-первых, грузинской стороне необходимо четко представлять, что Грузия - это не страна исключительно для этнических грузин. Для превращения Грузии из .failing state. в полноценное государство необходим отказ от принципа «Грузия для грузин» и этнонационализма как государственной идеологии в пользу концепции «Грузия для граждан Грузии».

    Во-вторых, грузинской элите следует четко представлять себе, что мир и безопасность в Грузии (в границах Грузинской ССР 1989 г.) могут обеспечить только внешние силы. Хорошо, если на основе координации усилий. Населяющие Грузию этнические меньшинства (абхазы, армяне, осетины, русские) да и сами грузины заинтересованы в полноценном российском присутствии в Грузии, а в российских миротворцах видят залог мирного существования и политической стабильности. В свою очередь ни США, ни НАТО они не готовы вручить ответственность за мирное разрешение конфликтов. Этот факт, на наш взгляд, требует наращивания российского присутствия в Грузии, но не в виде односторонней поддержки сепаратистов, а посредством активизации реального, приземленного, прагматичного, а не благоглупостного политкорректного миротворчества. Более того, российские миротворческие усилия могут быть дополнены кооперацией и с США, и со странами Евросоюза.

    При этом вопрос об обязательном возвращении беженцев должен перестать быть несущей основой конструкции урегулирования. Необходимо совместными усилиями проработать сценарий невозвращения беженцев а Абхазию за исключением Галльского района. При этом беженцам должна быть выплачена компенсация за материальный и моральный ущерб и выделены средства на обустройство на новом месте.

    Как бы цинично не выглядел подобный план - это единственная возможность избежать нового передела собственности, сфер влияния и обострения межэтнических отношений в Абхазии. Россия и США могли бы выступить гарантом непередела собственности и власти в Абхазии. Очевидно, что только получив гарантии сохранения завоеванных ресурсов и административных рент, нынешняя абхазская элита, ставшая таковой благодаря военной победе в 1993 году, будет готова к диалогу о статусе Абхазии в составе Грузии.

    Автор - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук.

     обсудить обсудить [an error occurred while processing this directive]  версия для печати версия для печати  послать другу послать другу
    самое главное:


    Политика
    Темой-2008 станет коррупция



    Главной темой президентских выборов станет борьба с коррупцией. Политическая кампания может привести к реальным результатам.
    Подробнее
    Другие статьи
    В мире
    Тимошеко выиграет в любом случае



    Требование Тимошенко поста премьера и 50% портфелей подталкивает Ющенко к капитуляции или к союзу с Януковичем. Оба варианта – проигрышны.
    Подробнее
    Другие статьи
    Общество
    Врачей и учителей призовут на три года



    Российскую систему образования ждут перемены: советская система распределения молодых специалистов может возродиться.
    Подробнее
    Другие статьи
    Финансы
    Иностранцы скупят российские банки



    Скупив банковский бизнес в Восточной Европе, иностранные финансисты идут в СНГ. Это приведет к росту капитализации банковского рынка.
    Подробнее
    Другие статьи
    Рынки
    Россию оцифруют за два миллиарда



    Переход России к цифровому ТВ-вещанию, который оценивается в $2 млрд, приведет к увеличению количества телеканалов в 4-5 раз.
    Подробнее
    Другие статьи
    Инвестиции
    Скорого роста не предвидится



    В течение ближайших 1,5–2 месяцев фондовый рынок будет держаться на отметке в 1500–1600 пунктов. Серьезных движений не будет.
    Подробнее
    Другие статьи
    Безопасность
    Народы России заставят дружить



    По ксенофобии ударят ужесточением законодательства. Все митинги, организуемые по национальному признаку, запретят.
    Подробнее
    Другие статьи
    Технологии
    Человечество лишится бананов



    Ешьте бананы, пока они есть – известным сортам угрожают пандемии. Для спасения генофонда бананов потребуются глобальные усилия.
    Подробнее
    Другие статьи
    Rambler's Top100

    ©2003-2006 Информационно-аналитический портал Prognosis.Ru
    Главный редактор Василий Жарков
    Дизайн Николай Макаров
    Техническая поддержка Юрий Баландин
    При перепечатке материалов ссылка на Prognosis.Ru обязательна
    E-mail: info@prognosis.ru