Поиск
Искать
Rambler's Top100
  • Эксперты
  • После СНГ
  • Модернизация
  • Общий рынок
  • Управляемая демократия
  • Цветные революции
  • Региональные конфликты
  • Геополитика
  • Национализм
  • Мировой порядок
  • Подписка
  • Отзывы
  • Курорт Европа


  • < Декабрь >
    П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5 6 7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
     
     
     





    Драка в окружении Путина
    2008: новая должность Путина
    Незаконные дети Путина
    Любовь втроем станет нормой
    Обнаженные Дементьева и Бордовских




    g808.ru

    dialogs.org.ua



    16:32 | Четверть ВВП Украины – дело рук гастарбайтеров
    О проекте * Журнал * Институт * Библиотека * Архив
    2.11.2005
    Автор: Сергей Маркедонов
    Карабах признают первым

    Американские миротворцы обретут адекватность.

    В последние два месяца карабахская проблема вновь вызывает повышенный интерес со стороны международного сообщества. Сначала в сентябре, а затем в октябре Международная группа по предотвращению кризисов (International crisis group) опубликовала два доклада подряд: первый озаглавлен "Нагорный Карабах: видение конфликта с места событий", второй доклад содержит систему мер по выходу из многолетнего конфликта.

    К сожалению, более внимательный анализ содержания материалов "Кризисной группы" (как и многих других рекомендаций) позволяет сделать не слишком оптимистический прогноз: серьезное продвижение в деле "замирения" Карабаха в ближайшем будущем невозможно. Все дело в том, чтомиротворческие схемы страшно далеки от реальности, несмотря на свойственное их разработчикам хорошее владение эмпирическим материалом и вопросами права.

    Отсутствие реализма в подходе к карабахскому урегулированию не плод "хитрой стратегии" Запада и не свидетельство отсутствия профессионализма у западных миротворцев. Просто их эксперты исходят из порочной методологии: все их разработки основываются на формально-юридических схемах, далеко не всегда соответствующих реальной действительности.

    Так, авторы докладов "Кризисной группы" рассматривают в качестве субъектов конфликта только Армению и Азербайджан, игнорируя при этом интересы собственно Нагорно-карабахской республики. Логика понятна: НКР - непризнанное государство, а значит, его не существует. При этом совершенно игнорируется тот очевидный факт, что в спорном крае живут люди со своими интересами, и их общность не объект, а и субъект процесса мирного урегулирования.

    Западные разработчики даже не пытаются взять в расчет, что интересы НКР и Армении далеко не всегда и не во всем совпадают. Карабахский вопрос - именно тот случай, когда не столько Ереван влияет на непризнанную республику, сколько НКР определяет внутренний курс Армении. В самом Степанакерте и местные власти, и граждане всячески подчеркивают свою "самость", отделяя себя от Армении (но не от армянского мира). Обособленность отражена в государственной символике непризнанной республики. При подготовке нумизматической выставки в Степанакерте официальные лица НКР требовали, чтобы на ней были представлены не армянские монеты вообще, а дензнаки, имеющие отношение к истории Карабаха (по-армянски Арцаха).

    Другой немаловажный момент: при разработке мирных рекомендации надо реально оценивать потенциал участников конфликта и видеть в них именно армян и азербайджанцев, а не бельгийцев, финнов или шведов. Для того, например, чтобы понять, что армяне НКР в обозримом будущем не допустят возвращения азербайджанцев во второй по значению город республики Шушу (до 1988 г. населенный в основном азербайджанцами), достаточно просто открыть форточку в любом доме Степанакерта и выглянуть на улицу.

    Столица НКР со всех сторон окружена горами, а Шуша (как и соседние бывшие азербайджанские поселения) занимают господствующие высоты, с которых в сентябре 1991 - мае 1992 гг. велся прицельный огонь из установок "Град". В то время Степанакерт напоминал Сталинград в 1942 г. После этого надеяться на "христианское всепрощенчество" армян, по крайней мере, наивно. Равно, как наивно надеяться и на "мирный настрой" азербайджанцев. Кто не верит, советую посетить сожженную армянами Шушу, а ведь в Азербайджане сегодня немало тех, кто потерял там свою недвижимость и родственников.

    Из всех непризнанных государств постсоветского пространства НКР может считаться самым состоявшимся и самым сильным. В отличие от непризнанных республик Южной Осетии и Абхазии, непосредственно примыкающих к России, и Приднестровья, ориентированного исключительно на Москву, НКР проводит диверсифицированную политику. Пророссийские настроения в Карабахе едва ли не более сильные, чем в Ереване. Тем не менее, Карабах не привязан к России.

    Второго сентября этого года, в День провозглашения НКР, руководство непризнанной республики поздравили 40 конгрессменов США - почти каждый десятый. Конгресс США выделяет финансовые средства для оказания помощи НКР. Непризнанная республика имеет шесть представительств за рубежом: в Армении, России, США, Ливане, Франции и Австралии. Президент НКР Аркадий Гукасян не раз выступал публично перед американской аудиторией, таким опытом не могут похвастаться Игорь Смирнов или Сергей Багапш. Окно в мир для Нагорного Карабаха открыто гораздо более широко, чем для Абхазии, Приднестровья или Южной Осетии. Благодаря армянской диаспоре Нагорный Карабах несмотря на свой непризнанный статус уже давно стал частью международного сообщества и бизнеса.

    Сегодня в НКР внимательно изучают казус Косова. Формула международного сообщества "сначала демократические принципы, потом статус", предлагаемая для Косово, активно внедряется в политический язык непризнанного государства. В будущем эта же схема будет предлагаться и для международной легитимации Нагорного Карабаха. В Степанакерте сегодня понимают, что вопрос о международном признании напрямую зависит от степени развития институтов демократии. С начала 90-х НКР сделала серьезные подвижки в плане демократизации. В отличие от полувоенного режима 12-летней давности, сегодня в республике уже прошло несколько избирательных циклов. Главу республики избирали трижды (последний раз в августе 2002 г.), создан прецедент передачи высшей республиканской власти. Последние выборы в парламент республики прошли в 2005 году.

    В самой Армении выборы мэра Еревана еще только будут предусмотрены пакетом конституционных поправок, а в Карабахе уже прошли три избирательных кампании по выборам глав местного самоуправления (в сентябре 1998, сентябре 2001 и августе 2004 гг.). В ходе последней избирательной кампании пост мэра Степанакерта получил глава оппозиционного "Движения-88" Эдуард Агабекян: президент НКР и мэр столичного города - политические оппоненты. Слово демократия положительно воспринимается населением. Возможно - это результат опеки карабахского движения со стороны российских демократов и правозащитников в 1988-1991 гг. и как следствие заимствования их политической лексики в НКР.

    Впрочем, переоценивать зрелость карабахской демократии не следует. Речь, конечно же, идет об этнически ограниченной демократии. Все политические силы НКР объединены неприятием любой формы азербайджанского суверенитета. При этом они ссылаются на итоги референдума 10 декабря 1991 года, 99,89% участников которого высказалось за независимость НКР. Однако в голосовании не приняла участие азербайджанская община Карабаха - почти четверть населения бывшей Нагорно-Карабахской Автономной области. Другой вопрос, что эта община рассчитывала на помощь со стороны Баку в деле усмирения "армянских сепаратистов" и впоследствии участвовала в вооруженном конфликте с армянами.

    Однако факт остается фактом: НКР как государство изначально строилось на основе интересов одной общины – армянской. Официальные лица НКР подчеркивают полиэтничный характер непризнанной республики. В НКР действуют общественные объединения различных этнических групп, включая русскую общину. Однако их численность невелика (точный порядок цифр определит проводимая сейчас перепись населения), а политическая роль и влияние тем более. Не избежать Степанакерту и таких неудобных вопросов, как оккупация азербайджанских территорий за пределами бывшей Нагорно-Карабахской автономии.

    Вместе с тем опыт этнодемократизации на Балканах уже опробован. Самый яркий пример - Хорватия с зачисткой Сербской Краины. Вторым примером этнодемократии, видимо, станет Косово. Подобная модель, кстати, может подразумевать достаточно высокие стандарты демократических свобод. В том же НКР для минимизации фальсификаций не предусмотрены избирательные участки в воинских частях и переносные урны. Однако в данном случае демократия ограничена фактически рамками одной этнической группы. Следовательно, считать ее демократией европейско-североамериканского образца никак нельзя. Вопрос в том, возможна ли эта демократия в данном регионе в принципе? По крайней мере, сейчас.

    Можно, конечно, попробовать с места в карьер начать строить демократию западного типа, начать возвращение беженцев и реституцию, последовать прочим рекомендациям учебников по миротворчеству. На практике такие действия обернутся новым витком вооруженного противоборства. Вариант демократии, ограниченной этническими рамками на этом фоне все-таки более предпочтителен. Если конечно нужен именно мир, а не военный реванш со стороны Баку.

    Безусловно, никакое международное признание авансом в случае с НКР недопустимо. Развитие демократических институтов в республике должно тщательно отслеживаться всеми заинтересованными сторонами. И только если будет достигнута постепенная этнодемократическая консолидации режима, вопрос о международной легитимации Нагорного Карабаха можно будет ставить в повестку дня.

    Автор – заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа.

     обсудить обсудить [an error occurred while processing this directive]  версия для печати версия для печати  послать другу послать другу
    самое главное:


    Политика
    Темой-2008 станет коррупция



    Главной темой президентских выборов станет борьба с коррупцией. Политическая кампания может привести к реальным результатам.
    Подробнее
    Другие статьи
    В мире
    Тимошеко выиграет в любом случае



    Требование Тимошенко поста премьера и 50% портфелей подталкивает Ющенко к капитуляции или к союзу с Януковичем. Оба варианта – проигрышны.
    Подробнее
    Другие статьи
    Общество
    Врачей и учителей призовут на три года



    Российскую систему образования ждут перемены: советская система распределения молодых специалистов может возродиться.
    Подробнее
    Другие статьи
    Финансы
    Иностранцы скупят российские банки



    Скупив банковский бизнес в Восточной Европе, иностранные финансисты идут в СНГ. Это приведет к росту капитализации банковского рынка.
    Подробнее
    Другие статьи
    Рынки
    Россию оцифруют за два миллиарда



    Переход России к цифровому ТВ-вещанию, который оценивается в $2 млрд, приведет к увеличению количества телеканалов в 4-5 раз.
    Подробнее
    Другие статьи
    Инвестиции
    Скорого роста не предвидится



    В течение ближайших 1,5–2 месяцев фондовый рынок будет держаться на отметке в 1500–1600 пунктов. Серьезных движений не будет.
    Подробнее
    Другие статьи
    Безопасность
    Народы России заставят дружить



    По ксенофобии ударят ужесточением законодательства. Все митинги, организуемые по национальному признаку, запретят.
    Подробнее
    Другие статьи
    Технологии
    Человечество лишится бананов



    Ешьте бананы, пока они есть – известным сортам угрожают пандемии. Для спасения генофонда бананов потребуются глобальные усилия.
    Подробнее
    Другие статьи
    Rambler's Top100

    ©2003-2006 Информационно-аналитический портал Prognosis.Ru
    Главный редактор Василий Жарков
    Дизайн Николай Макаров
    Техническая поддержка Юрий Баландин
    При перепечатке материалов ссылка на Prognosis.Ru обязательна
    E-mail: info@prognosis.ru